“Что есть красота, а что есть скука” – обзор Cradle
Совсем недавно мне на глаза попалась занимательная игра Cradle. Её разработкой занимались
выходцы из GSC, основавшие собственную независимую студию Flying Cafe for Semianimals. Проект разрабатывался целых четыре года и увидела свет 25 июля. Интересно то, что отзывы об игре делятся на две категории: “О, боже, это великолепно!” и “Я ничего не понял”. Признаки философской игры на лицо. Приобретя её и пройдя её дважды, я могу сказать главный тезис: у украинцев получилось очень красивое, сильное, глубокое произведение.… Но очень скучная и слабая игра.
Сюжет Cradle строится вокруг одного идеального понятия – красота. Она одновременно и главная загадка сюжета и ключ к его раскрытию. В недалёком будущем проблема красоты станет решающей для выживания человечества. Ужасный вирус “Лилит” будет распространяться по миру, делая человека бесплодным. С помощью специальных приборов люди научатся измерять у себя чистоту генофонда. Если счётчик показывает 70 или более, то вы красивый и признаны ценным для общества, т.к. в ваших силах побороть “Лилит”. Если же меньше, то вы аутсайдер и ходячая бомба с вирусом. Само действие начинается с того, что монгол Энебиш, главный герой игры, приходит в себя на полу собственной юрты в полном беспамятстве. Почему в его дворе летает беркут по имени Онгоц с зияющей дырой в груди? Откуда в цветочной вазе находится девушка-робот по имени Ида? Что скрывает, недалеко находящийся, странного вида парк развлечений? На эти и ещё многие вопросы вам и предстоит искать ответы на протяжение всей игры.
Несмотря на срок разработки, Cradle вышла очень камерной. Место действия ограничивается двумя малюсенькими локациями и монгольской степью. Персонажей, даже включая в несценических, тоже мало. Но даже с таким скромным набором автором удалось рассказать удивительную философскую историю. Причём нет ощущения, что это личная история Энебиша и Иды. Игра охватывает всё человечество. В этом одна из главных гениальностей произведения. Но чтобы раскрыть всю глубину сюжета, чтобы понять всю суть истории, которую игра хочет донести до вас, придётся постараться… и потерпеть, но об этом позже.
Стоит сразу предупредить, что данная игра очень трудна для понимания. Нахрапом её не возьмёшь. Конечно, можно её пробежать за четыре часа, но тогда вы рискуете присоединиться к лагерю “ничегонепонимаек”. А можно потратить десять часов на исследование степи и поиск разных документов. В игре их десятки! В одной только юрте на полу разбросана куча всевозможных брошюр, листовок, плакатов, дневников, записок и т.д. Но и то, даже если вы досконально изучите всё что только можно, однозначного ответа вы не получите. Cradle не ограничивается лишь действием на экране, она продолжается также в вашей голове. Чтобы понять всю суть истории, нужно думать. И думать много. «Cradle с самого начала задумывалась как смысловой паззл. Концепция нисколько не изменилась со временем, поскольку в основу истории было заложено исходное ощущение из сна. Нужно было лишь не растерять его, не забыть. Все элементы истории внедрены в сюжет неспроста, а именно потому, что они нужны были как ингредиенты для вкусового коктейля» - говорит Илья Толмачёв, главный руководитель проекта. Вот игроку и предстоит по кусочкам собирать ответ на все свои вопросы. А их даже после прохождения будет уйма.
Другое дело, что собирать этот паззл приходится всё-таки через силу. Несмотря на весь гениальный подтекст в игре, играть в неё неимоверно скучно. Две трети игры вам приходится просто бегать по степи. Почти всегда одним и тем же маршрутом от юрты до парка и обратно. Да, монгольская степь завораживающе красива, но на протяжении всей игры, она никак не живёт. Кроме погодных условий там всё остаётся неизменно. Энебиш как назло очень медленно передвигается даже при беге, что кажется просто издевательством. Но и сама концепция заданий не поражает воображение. В юрте Ида прости вас сходить за чем-нибудь. Вы со скукой на лице бежите до места, а это почти всегда парк развлечений, и то ли находите какой-нибудь предмет и возвращаетесь обратно, либо учувствуйте в мини-игре, чтобы выиграть новый механизм для девушки. И всё. Больше Cradle ничего не может вам предложить. Мало кому захочется после этого ещё тратить несколько часов на беготню от записки к записке, чтобы докопаться до истины.
Мини-игры больше раздражают, чем вносят разнообразие. Вы передвигаетесь по определённой карте, состоящей из кубов. Вам нужно искать кубики нужного цвета и закидывать в восходящий поток. Так же есть враг, который старается вам помешать. Вроде звучит простенько и интересно, но управление и неповоротливость главного героя убивает весь интерес. Энебиш любит недопрыгивать, промахиваться мимо кубиков и слишком медленно передвигается, а число кубиков ограничено! Хорошо, что по проигрышу мини-игру можно пропустить.
Cradle вышла очень неоднозначной игрой. Её нельзя рекомендовать всем и каждому, т.к. тут всё зависит от личного восприятия. Можно смотреть на неё со стороны сюжета и атмосферы, тогда каждый элемент в игре вам покажется неотъемлемой частью клубка загадок, и Cradle предстанет перед вами гениальным, а главное красивым произведением. А можно посмотреть со стороны скучного и тягомотного геймплея, и она будет плохой игрой с интересной задумкой. Но, так или иначе, Cradle уникальна и тем, кому посчастливится понять её, перед кем она откроется, по-настоящему узнают, что такое красота.